Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Либо авторизируйтесь через

полезный материал
0 читателей 0 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 217 раз

Кризис на фармрынке* только начинается

Новости Украины - 217
second date217
Группа авторов ЦМИ "Фармэксперт" 
читайте также Главное за неделю

Если рассматривать ситуацию на российском фармрынке в целом, ориентируясь на макротренд, то перспективы представляются весьма радужными. Добавляет оптимизма уверенность власти. В частности, Премьер-министр В.В. Путин констатировал, что «в целом российская экономика адаптировалась к сегодняшним условиям. Так, сальдо торгового баланса остается положительным ввиду того, что в марте 2009 г. было дно падения цен на энергоносители. Во второй половине 2009 г. сальдо достигнет еще больших объемов. Бюджет на 2009 г. рассчитан исходя из цены на нефть в 41 долл. за баррель, а основу бюджета на ближайшие годы положен консервативный сценарий. Рассчитывать будем на лучшее, но исходить из худшего».

Сегодня нефть стоит более 70 долл. за баррель. Профицит поступлений от одного проданного барреля — более 30 долл. Но значительно снизились абсолютные величины объема продаж российской нефти: с января по июль с.г. объем продаж сырой нефти составил 49,5 млрд долл. (для сравнения: 103 млрд долл. за тот же период 2008 г.). По самым оптимистичным прогнозам экспертов, выйти на докризисные показатели можно не ранее, чем через два года.

С мая 2009 г. начали расти российские международные резервные активы. Укрепление курса рубля связанно именно с этим ключевым фактором. Нефть дорожает по искусственно создаваемым причинам; профицит выручки направляется, в первую очередь, в диверсификацию рисков — в резервные активы в иностранной валюте, СДР, золото и другие резервы.

Оживление экономической деятельности, а также рост национальных резервов — хороший маркер того, что социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме. Более того, дальнейший рост позволит рассматривать перспективу запуска новых программ социальных гарантий, в том числе в системе здравоохранения.

Имеются даже определенные перспективы расширения подпрограммы ВЗН в рамках общей программы ДЛО. Сравнивая российскую программу ВЗН с аналогичными западными системами, мы видим, что количество нозологий, требующих особого государственного внимания, должно быть 30—40, как минимум.

Безусловно, начало финансирования лекарственного обеспечения всех редких заболеваний за счет федерального бюджета — решение не одного года. Но проблема кроется не только в бюджетах. Пока российская система диагностики не позволяет четко идентифицировать многие патологии. Однако мы полагаем, что год за годом список высокозатратных нозологий все-таки будет расширяться, хотя вероятность того, что его расширение произойдет в 2010 г., невелика.

Запуск программ финансирования лекарственного обеспечения отдельных нозологий может быть реализован по принципу персонального учета участников. Поскольку государственных инструментов учета пока нет, а фармкомпании уже составили персонифицированные списки пациентов по некоторым нозологиям, то инициатива со стороны бизнеса (с приложением этих списков), а также аргументированная фармакоэкономическая документация могут служить драйвером таких процессов.

В кризис снизилась платежеспособность государственных бюджетов в плане закупки импортных ЛС. В некоторых регионах, работающих без создания складских запасов, возникла дополнительная потребность в финансировании. Однако в масштабе страны картину нехватки бюджетов создают именно складские запасы. Неточный расчет потребности региона под закупку ЛС привел к тому, что на региональных складах имеются излишки непотребленной продукции.

По данным Росздравнадзора, наиболее значительные запасы (из расчета на количество месяцев) в сегменте ОНЛС отмечены в Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральных округах, а по семи вызокозатратным нозологиям — в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах. Скорее всего, в 2010 г. начнется вторая волна «борьбы» с этими запасами, что приведет к сокращению объема закупок по определенным регионам. Сопоставляя потребность одних субъектов федерации в дополнительном финансировании и избыток товара в других, можно сделать вывод о том, что бюджет программы ОНЛС кардинальных изменений не претерпит.

Сегмент государственных закупок под нужды лечебно-профилактических учреждений также вряд ли претерпит существенные изменения. По крайней мере, в этом сегменте не станет больше точек формирования потребности (количество госпиталей не увеличится); не будет и кардинальных изменений, связанных с внедрением новых технологий диагностики и лечения. Органический рост объема продаж ЛС в этом сегменте на уровне 10—15% с большой степенью вероятности сохранится в 2010 г.

Наиболее проблемным сегментом в ближайшее время станет розничный рынок. Поскольку в результате кризиса процесс переключения потребителя на более дорогие ЛС несколько замедлился, а ценовой фактор попадет под более жесткий контроль, розничный рынок лишается основных своих драйверов.

Вопрос регулирования цен на медикаменты решен на федеральном уровне исключительно в отношении группы ЖНВЛС. Утверждена единая методика регистрации цен и формирования предельных оптовых и розничных наценок. Положительным результатом такого решения должно явиться то, что медикаменты группы ЖНВЛС станут более доступными для потребителя. Среди негативных моментов следует отметить то, что даже если установлен единый принцип формирования оптовой и розничной наценки, то «на откуп» регионам отдали решение об утверждении поправочных логистических коэффициентов. Учитывая, что во многих регионах участники локального рынка часто аффилированы с местной властью, не следует ожидать, что логистические коэффициенты станут ниже, чем до кризиса.

Как бы то ни было, единый принцип ценообразования если не снизит цены на ЛС, то неким образом их зафиксирует. Возможна реализация следующего сценария: в 2009 г. рынок ЛС в денежном выражении вырастет на 25%. В начале года мы наблюдали темпы роста рынка, превышающие 30%, однако ближе к концу рост начал замедляться. Основной девальвационный удар пришелся на 2-ю половину 2008 г. Соответственно, цена за упаковку препарата в октябре 2009 г. уже не столь драматически отличается от той, что была зафиксирована в аналогичный период предыдущего года. Уже в августе 2009 г. (до процесса девальвации) темп роста рынка замедлился до 20%.

А вот в конце 2009 г. ожидается весьма интересная ситуация. Так как натуральное потребление ЛС не растет, и рост цен также существенно замедлился, в декабре с.г., впервые за всю историю российского фармрынка (с 1991 г.), мы сможем наблюдать отрицательную динамику объема продаж.

Падение рынка в декабре может быть объяснимо тем, что в 2008 г. в этом месяце наблюдался ажиотажный спрос на медикаменты, что привело к искусственному увеличению натуральных и стоимостных объемов рынка.

По итогам 2009 г. рост коммерческого сегмента рынка будет в пределах 20—22%. Основу этого роста обеспечит начало года. Фармрынок войдет в 2010 год с грустным настроением. Ожидается, что, помимо декабря 2009 г., отрицательный тренд проявится в коммерческом сегменте еще раз в феврале — марте 2010 г. Причина все та же — ажиотажный спрос на ЛС в эти месяцы в 2009 г. По итогам 2010 г. на коммерческом розничном рынке будет наблюдаться слабоположительный рост рублевой массы (10—12%).

Драйвер роста совокупного рынка будет переключен из коммерческого сегмента в сегмент государственных закупок. Если будут реализованы новые государственные программы лекарственного обеспечения, то совокупный объем рынка за 2010 г. может вырасти на 18—20%.

*фармрынке России

Pharma.net.ua
>
полезный материал
0 читателей 0 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 217 раз
поделитесь с другими
Версия для печати
обсуждение и комментарии
Присоединяйтесь