«Новое поколение лекарств способно разорить нацию», — Ларри Мерло, исполнительный директор CVS Health

«Новое поколение лекарств способно разорить нацию», — Ларри Мерло, исполнительный директор CVS Health

Рынок продаж препаратов может сильно измениться в связи с реформой системы здравоохранения в США — как именно, рассказывает президент CVS Caremark Ларри Мерло.

Джозеф Рэго, The Wall Street Journal

Американцы больше остальных в мире тратятся на препараты, и, соответственно, США — самый большой в мире фармацевтический рынок. Иногда, конечно, доходит до абсурда. Недавно на прилавках американских аптек появился препарат Sovaldi против гепатита С. А рядом ценник на курс лечения — $84 000! Появление препарата по такой заоблачной цене вызвало ожесточенные дебаты в США. Критики говорили: фармацевтические цены иррациональны, рынки беспомощны, у правительства нет понимания, как регулировать отрасль. Впрочем как бы то ни было, пристрастие американцев к таблеткам делает аптечный бизнес очень выгодным. CVS — крупнейший поставщик специализированных лекарственных средств в США. Этот сегмент бизнеса в США стоит $86 млрд. Сейчас через сеть CVS отоваривается каждый пятый рецепт на лекарства, в среднем за год аптеки CVS посещает около 100 млн американцев.

Компания CVS образована в 2007 г. путем слияния CVS Corporation и Caremark Rx, Inc. CVS заплатила Caremark $26,5 млрд. Уже через год объединенная компания совершила крупное приобретение — сеть из 541 аптеки Longs Drug. В 2013 г. состоялось поглощение Coram — подразделения Apria Healthcare Group Inc., специализирующегося на медицинских услугах и энтеральном питании. В прошлом году объединенная компания была переименована в CVS Health Corporation.

Ларри Мерло, фармацевт по образованию, стал исполнительным директором CVS Health в 2011 г. Сейчас под его управлением 7700 аптек и 900 клиник в CША. Аптеки CVS — это своего рода мини-маркеты, где можно купить не только медикаменты, но и предметы личной гигиены, здоровое питание для детей и взрослых.

Мерло собирается перепозиционировать компанию и ее аптеки. Он думает, что лучшее описание обновленной CVS — это не аптечный магазин, а «структура, предоставляющая полный комплекс препаратов, питания и прочего для обеспечения здоровья».

В развитие CVS вмешиваются внешние факторы. Рынок продаж препаратов может сильно измениться в связи с реформой системы здравоохранения США: привычный образ аптеки на углу дома может исчезнуть, отмечает Мерло.

«Мы наблюдаем рост продаж новинок на лекарственном рынке, и, судя по всему, эта тенденция сохранится в будущем, — говорит Мерло. — В этом сегменте могут возникнуть серьезные проблемы, но есть варианты, как решить их путем разумных затрат».

По его прогнозам, доля специализированных лекарств в общем объеме продаж препаратов вырастет с 38 до 50%. Наибольший прирост дадут антихолестериновые препараты, которые вот-вот появятся в продаже, считает он. Однако цена специализированных препаратов растет на 20% в год. По мнению Мерло, подорожание может сократить число клиентов CVS в этом сегменте (сейчас — 65 млн человек) на 16%. Нужно дать потребителям выбор: там, где есть спрос, компания ищет аналоги — более дешевые дженерики других производителей.

Такая стратегия аптек усиливает конкуренцию между производителями. Тем не менее вопрос о доступе пациентов к необходимым препаратам стоит на повестке дня, отмечает Мерло: в конечном счете от политики в области здравоохранения и изменения системы выписывания рецептов врачами будет зависеть, сколько будут стоить лекарственные средства для каждого пациента и общества в целом.

При выборе лекарственных аналогов сотрудники компании изучают результаты клинических исследований, главная цель — предложить наиболее эффективные препараты по низкой цене. Однако стратегия CVS показывает, что игроки пытаются найти оптимальное решение. От того, удастся ли производителям и продавцам лекарства найти компромисс, зависит, как будет выглядеть здравоохранение в США и кто будет определять политику на рынке препаратов.

Принятый закон о доступности медицинского обслуживания расширяет доступ граждан к страховой медицине, в первую очередь через Medicaid (система обязательного страхования в США).

Вес потребителя в принятии решений возрастает, но на него ложится и больше ответственности, считает Мерло.

Это вызов для системы здравоохранения США, добавляет он: «Стоит задача выбрать наилучшее соотношение между ценой и качеством — более эффективно поправлять здоровье людей при более низких издержках».

«Модель CVS была построена по принципу «оплата за услуги», но система меняется, как она будет выглядеть в будущем, не ясно», — признает Мерло. По его словам, долгое время пациенты были исключены из процесса принятия решений по методам лечения. Сейчас требуется новый подход, который Мерло сформулировал как «образование, инструменты и прозрачность».

Клиенты CVS Caremark — и работодатели, и государственные чиновники, задействованные в разработке программ медицинского страхования Medicare и Medicaid и в реформе системы здравоохранения США, отмечает Мерло: «Они могут выбирать препараты, но нельзя сокращать расходы государства на медицинскую помощь за счет качества медицинских услуг, только за счет цены медикаментов».

Мерло придумал новый термин — «ритейлизация здравоохранения». По его словам, она ускоряется. Покупатель тратит все больше и больше на препараты и берет на себя больше личной ответственности за выбор того или иного лекарства, отмечает Мерло. «Наверняка вам приходит мысль: «Что случится с нашими розничными аптеками?», — продолжает Мерло. — Но вы забываете, что, помимо аптек, у нас есть еще и клиники в 31 штате, которые принимают без предварительной записи. По сути, CVS — это одна из крупнейших розничных клиник в стране, которую посещает 23 млн человек в день». По его словам, медсестры в этих клиниках способны лечить незначительные острые заболевания, такие как острый фарингит, инфекции уха или растяжения, и предлагают услуги по иммунизации. Удобный график (круглосуточный режим работы, в том числе в выходные дни, без назначений) и доступные цены (на 40-80% ниже, чем у традиционных поставщиков) упрощают процесс оказания медицинской помощи. Эти клиники могут помочь решить еще одну проблему: совместить проблему большого количества людей, которые пользуются услугами страховой медицины, и оказания первичной медицинской помощи, отмечает Мерло. Такие клиники могут сократить расходы на здравоохранение в целом за счет упора на первичную медицинскую помощь, что в итоге сократит долю запущенных болезней или дорогостоящих лекарственных средства, считает он. Один из четырех пациентов бросает терапию. Неправильное, несвоевременное лечение приводит к дополнительным расходам в государственной системе здравоохранения в $300 млрд в год. А предотвратить инсульты и инфаркты в ряде случаев становится просто невозможно.

В CVS Health 200 000 сотрудников. Недавнее внутреннее исследование компании показало, что работники, которые прибегали к услугам клиник без предварительной записи, сократили свои общие расходы на здравоохранение на 8% по сравнению с теми, кто такими услугами не пользуется. Множество научных исследований показывают, что качество медицинской помощи в таких клиниках не хуже, а иногда и лучше, чем в традиционных — по записи, хвалится он.

Он приводит данные одного из последних федеральных статистических исследований: около половины всех американцев страдают от одного или нескольких хронических заболеваний, таких как высокий уровень холестерина, диабет или астма. Лечение таких заболеваний требует продолжительной терапии, статистика роста заболеваний — тревожный сигнал, отмечает он, своевременное медицинское вмешательство может помочь предупредить развитие болезни на ранней стадии, и это уберет ненужные расходы из системы.

Нет ответа, почему при таком количестве разнообразных препаратов и их доступности заболеваемость в мире продолжает расти, говорит Мерло. И приводит пример: «Забывчивость — очень распространенное явление». Преимущества лекарств могут казаться незаметными, и пациенты могут сразу не почувствовать улучшения или они испытывают недомогания из-за побочных эффектов, например, мышечной судороги, рассказывает он, а иногда люди просто считают схему лечения с участием нескольких препаратов и разных доз слишком сложной для понимания. И в итоге отказываются продолжать лечение.

Лозунг CVS: «Нужно убедиться, что это именно ваш пациент и он на правильном лечении с четко рассчитанным временем приема лекарств и дозировкой». Цель — «управлять лечением пациента, а не его аптечкой».

Простой пример: несколько лет назад рецепты распечатывались и передавались пациентам или отправлялись в аптеку по факсу, врачи и фармацевты часто не имели ни малейшего представления о том, что происходило дальше, рассказывает Мерло, теперь 70% рецептов передается в аптеки в электронном виде, имеет цифровой шифр.

Технологи СVS хранят данные и стараются выяснять пробелы в оказываемой медицинской помощи и следить за тем, чтобы пациенты своевременно принимали лекарства, говорит Мерло.

Чаще всего лучше доверять врачу, который слушает клиента и наблюдает его, отмечает он. Статистика CVS показывает, что разговор один на один с фармацевтом — в 2-3 раза более эффективный метод, чем все прочие, чтобы изменить поведение пациента, отмечает Мерло: «Роль человеческого фактора зачастую просто исчезает из всех дебатов вокруг системы здравоохранения США».

«Я могу поднять трубку телефона и в течение нескольких минут поговорить с фармацевтом любой своей аптеки», — говорит Мерло.

«Можно ли внедрить тот же принцип во всей системе медико-санитарной помощи?» — вот главный вопрос, который волнует Мерло.

Похожие материалы