Серии загадочных Cubist: Merck намерена повысить свои доходы с помощью антибиотиков

Серии загадочных Cubist: Merck намерена повысить свои доходы с помощью антибиотиков

Merck надеется, что покупка одного из перспективных производителей антибиотиков позволит ей выйти на рынок, который пользуется особой поддержкой правительства США и, по прогнозам аналитиков, еже­годно будет увеличиваться на 1,41% вплоть до 2018 года.

Ольга Каныгина, журнал VADEMECUM

Американская фармацевтическая компания Merck & Co Inc решила взять бридж‑кредит для финансирования сделки по приобретению фармком­пании Cubist Pharmaceuticals, о чем стало известно в декабре прошлого года. Merck надеется, что покупка одного из перспективных производителей антибиотиков за $9,5 млрд позволит ей выйти на рынок, который пользуется особой поддержкой правительства США и, по прогнозам аналитиков из TechNavio, еже­годно будет увеличиваться на 1,41% вплоть до 2018 года.

Постигший в последнее время компа­нии Big Pharma патентный обвал не­гативно повлиял и на финансовые по­казатели Merck. Выручка компании, согласно финансовой отчетности, уменьшилась с $48 млрд в 2011 году до $44 млрд по итогам 2013 года. Чтобы попол­нить свой портфель перспективными лекарственными средствами, компания стала активно проводить сделки M&A.

В июне 2014 года Merck договори­лась о покупке за $3,85 млрд (втрое дороже биржевой стоимости) Idenix Pharmaceuticals – американской ком­пании, которая владеет патентами на перспективные препараты от гепатита C. Приобре­тение Cubist вписывается в стратегию Merck & Co и станет самой большой сделкой компании в 2014 году. Merck рассчитывает, что после завершения слияния ее выручка вырастет более чем на $1 млрд.

По условиям сделки, акционеры Cubist получат $102 за каждую акцию, что на 35% больше стоимости акций ком­пании на момент закрытия торгов 5 де­кабря 2014 года на бирже Nasdaq. Всего Merck заплатит за Cubist $9,5 млрд, включая выплату долга компании в размере $1,1 млрд. Соглашение уже одобрили советы директоров обеих компаний. Сделку планируется профинансировать за счет бридж‑кредита на $8 млрд, ко­торый, по данным Reuters, могут предоставить JP Morgan и Deutsche Bank.

Фармацевтическая компания Cubist, основанная в 1992 году, специализируется на раз­работке противоинфекционных ле­карственных средств. Ее главным продуктом является препарат Кубицин (дапто­мицин), продажи которого в 2013 году составляли около 80% от общей вы­ручки Cubist в $1 млрд.

Кубицин был одобрен FDA в 2003 го­ду для лечения кожных инфекций, а в 2006 году его применение было расширено. Лекарство стали исполь­зовать против инфекций, вызванных золотистым стафилококком, и для лечения инфекционного эндокарди­та – поражения тканей клапанов и эн­дотелия сердца различными возбуди­телями заболеваний.

Сделка выглядела весьма многообе­щающей, однако на следующий день после объявления о ней Merck ждал неприятный сюрприз: на следующий день после объявления о заключении сделки Cubist проиграла в суде своему конкуренту Hospira. Американский судья Грегори Слит признал недей­ствительными четыре из пяти патентов на Кубицин. Срок действия двух из них должен был завершиться в 2019 году, а еще двух – в 2020 году. Пятый патент, на использование Кубицина как препарата при кожных инфекциях, остался в силе. Если это судебное решение устоит в апелляционной инстанции, дженерик Кубицина от Hospira может появиться на рынке уже в середине 2016 года. Кроме того, по мнению аналитика Sanford C. Bernstein & Co Тимоти Андерсона, в 2018 году изра­ильская Teva может вывести на рынок свою версию даптомицина. Генераль­ный директор Cubist Майкл Бонни заявил, что решение суда не повлияет на сделку. Этому можно верить, ведь для Merck главной целью был вовсе не Кубицин. В планах компании, используя перспективные разработки Cubist, к 2020 году вывести на рынок четыре новых лекарственных средства против бак­териальных инфекций, вызванных микроорганизмами с множественной лекарственной устойчивостью. Соглас­но статистике Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), из‑за резистентности болезне­творных микроорганизмов к антибио­тикам ежегодно умирают около 23 ты­сяч американцев. Более того, опубли­кованное в начале декабря 2014 года исследование, проведенное группой аналитиков под руководством бывше­го экономиста Goldman Sachs Group Джима О’Нила, гласит, что микроор­ганизмы с множественной лекарствен­ной устойчивостью (так называемые супербактерии) к 2050 году унесут жизни 360 млн человек по всему миру, если не будут приняты меры по пре­дотвращению их распространения.

Опасная ситуация сложилась из‑за то­го, что фармацевтические производители сократили размер инвестиций в создание новых антибиотиков, поскольку стоимость подобных препаратов невелика, а значит, они не приносят компаниям большой прибыли. Гораздо выгоднее вкладывать средства в создание дорогих лекарственных средств – препа­ратов для лечения рака или гепатита С, которые стоят десятки тысяч дол­ларов за курс. В начале 2014 года власти США решили про­стимулировать фармацевтические компании к соз­данию новых антибиотиков, для чего FDA укорило процесс одобрения ЛС данного класса, а также увеличило срок действия их патентной защиты. По данным Reuters, компании Roche, GlaxoSmithKline и Sanofi уже при­ступили к работе над препаратами, способными противостоять супер­бактериям. Преимущество Merck в том, что Cubist, чей годовой бюджет на разработку новых антибиотиков составляет около $400 млн, уже обла­дает большим потенциалом в данной области, сообщается в исследовании компании TechNavio.

Похожие материалы