О регулировании цен на лекарственные средства…

Андрей Горбатенко, cтарший юрист ЮК «Правовой Альянс»

Регулирование цен на лекарственные средства является одним из наиболее актуальных вопросов на фармацевтическом рынке. С принятием постановления Кабинета Министров Украины № 955 от 17 октября 2008 г. рассматриваемый вопрос приобрел особую актуальность (далее – Постановление № 955).

Этим постановлением были установлены уровни граничных торговых наценок на лекарственные средства, которые подлежат государственному регулированию.

В первой редакции Постановление № 955 установило следующие граничные размеры наценок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 29 марта 2006 г. № 400:

  • Граничную поставщико-сбытовую надбавку в размере 15 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости).
  • Граничную торговую (розничную) надбавку в размере 35 % от оптовой цены производителя (таможенной стоимости).

Также Постановлением № 955 были установлены размеры наценок на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, которые подлежат государственному регулированию, утвержденное совместным приказом Минздрава Украины и Минэкономики Украины от 03 декабря 2001 г. № 480/294.

Для таковых граничная поставщико-сбытовая надбавка была установлена в размере 10 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости), а граничная торговая (розничная) надбавка в размере 15 % от оптовой цены производителя (таможенной стоимости).

Кроме того, на все лекарственные средства, которые приобретаются государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения за счет бюджетных средств, обе надбавки не должны были превышать 10 % от цены производителя (таможенной стоимости).

Позднее, 19 ноября 2008 г. постановлением Кабинета Министров Украины № 1022 были внесены изменения в Постановление № 955, в соответствии с которыми суммарный размер поставщико-сбытовой надбавки не должен быть большем 25 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости), а суммарный размер торговой розничной надбавки не более 50 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости).

Было установлено, что размер надбавок не зависит от количества операций по продаже лекарственных средств.

С принятием постановления Кабинета Министров Украины от 25.03.2009 г. № 333 (далее – Постановление № 333) механизм формирования цен на лекарственные средства снова претерпел изменений. Следует отметить, что Постановление № 333 долго дорабатывалось, однако увидеть его финальную версию удалось только 15.04.2009 г.

Постановление № 333 затрагивает сразу несколько вопросов, связанных с регулированием цен на лекарственные средства.

В частности, Постановлением № 333:

  • Утвержден в новой редакции Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • Порядок формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, относительно которых введено государственное регулирование;
  • Внесены изменения в Постановление № 955 в части формирования размеров торговых надбавок на стоимость лекарственных средств.

Следует отметить, что конечная версия постановления № 333 несколько отличается от первоначального проекта.

Особого внимания заслуживает Порядок формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, относительно которых введено государственное регулирование. Первоначальным проектом не предусматривалось принятие отдельного порядка, хотя некоторые его элементы присутствовали.

Порядок формирования цен призван заполнить пробелы, связанные с применением Постановления № 955, а именно – урегулировать применение граничных торговых наценок.

Порядок формирования цен определил такие термины как граничная поставщико-сбытовая надбавка, граничная торговая (розничная) надбавка, оптово-отпускная цена, розничная цена, а также определил порядок их формирования.

Оптово-отпускная цена, в зависимости от того, является ли производитель отечественным или зарубежным, является:

  • ценой единицы импортированного товара или ценой единицы товара
  • ценой, установленной в договоре между отечественным производителем товара и субъектом хозяйствования, который осуществляет оптовую торговлю.

Интересный подход был применен к определению стоимости единицы импортированного товара. Она определяется исходя из цены товара, обозначенной в таможенной декларации, умноженной на коэффициент, который представляет собой отношение между средним курсом на межбанковском валютном рынке на дату реализации товара и официальным курсом НБУ на дату таможенного оформления. К слову, в изначальной версии постановления такой коэффициент планировалось определять исходя из усредненного курса между официальным курсом НБУ доллара США на момент реализации товара и официальным курсом НБУ доллара США на момент таможенного оформления товаров.

Финальный подход более прогрессивен, поскольку не привязывается к конкретной валюте (доллару США), а исходит из валюты, по которой осуществляется закупка. Такой метод определения коэффициента позволяет приблизить стоимость единицы импортированного товара в гривнах к стоимости рассчитанной исходя из усредненного курса валюты, который все же ближе к реальному, чем официальный курс НБУ.

Закупочная цена – это цена, которая устанавливается для оптовой торговли, формируется исходя из оптово-отпускной цены (цены единицы импортированного товара) и увеличенная на размер поставщико-сбытовой надбавки в пределах граничных размеров.

В свою очередь розничная цена являет собой закупочную цену, увеличенную на торговую (розничную надбавку) в пределах максимальных размеров.

Кроме того, в соответствии с Порядком формирования цен, размеры надбавок являются максимально допустимыми и не должны превышать установленных размеров независимо от количества операций по реализации товаров.

Как видим, изменился подход к базе, относительно которой применяются торговые наценки. В предыдущей редакции Постановления № 955 базой применения наценки всегда выступала оптово-отпускная цена (цена единицы импортированного товара). В редакции Постановления № 333 база меняется в зависимости от вида цены (закупочная цена, розничная цена).

Размеры граничных надбавок установленных Постановлением № 955 также были изменены.
Так, для лекарственных средств, которые перечислены в Национальном списке основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения установлены следующие размеры надбавок:

  • Граничная поставщико-сбытовая надбавка установлена на уровне 12 % от оптово-отпускной цены (цены единицы импортированного товара);
  • Граничная торговая (розничная) надбавка установлена на уровне 25 % от закупочной цены (цены установленной субъектами, которые занимаются оптовой торговлей лекарственных средств).

Для лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые полностью или частично приобретаются за счет бюджетных средств, обе надбавки установлены на уровне 10 %.

Также установлено, что лекарственные средства и изделия медицинского назначения, оптово-отпускная цена которых менее 12 гривен за единицу товара, не подлежат государственному регулированию.

Такой подход может привести к тому, что отечественные производители примут меры по удешевлению единицы товара, который подлежит государственному регулированию, в частности, путем уменьшения количества лекарственных средств в упаковке.

Следует отметить, что в изначальном проекте постановления изменение граничных ставок надбавок не предусматривалось.

Глядя на изменения, внесенные Постановлением № 333, можно отметить, что механизм регулирования цен на лекарственные средства приобрел более четкую структуру, однако вопросы, связанные с его применением, по всей вероятности, возникнут еще неоднократно. В частности, неясными остаются некоторые аспекты ответственности за нарушения в сфере регулирования цен на лекарственные средства.