«Нитки жемчуга», или Стратегия приобретений американской фармацевтической компании Bristol-Myers Squibb

«Нитки жемчуга», или Стратегия приобретений американской фармацевтической компании Bristol-Myers Squibb

Производитель препаратов Bristol-Myers Squibb покупает активы других компаний, заключает партнерские соглашения в отношении разработок экспериментальных ЛС, но также избавляется от портфеля в случае, если он является не ресурсным.

Инна Бурбан, по материалам FirstWordPharma

Семь лет назад Bristol-Myers Squibb начала использовать агрессивную стратегию в области M&A для расширения и диверсификации производств компании, сфокусировав усилия на сильных активах портфеля. Это связано с тем, что компания ожидает потерю патента на антитромбоцитарный препарат-блокбастер Plavix.

Программу под названием «Нитки жемчуга» запустил генеральный директор Джеймс Корнелиус (James Cornelius), который в скором времени стал председателем правления. Также оказал значительное влияние на формирование программы Джереми Левин (Jeremy Levin), который присоединился к производителю препаратов в 2007 г., оставив глобальную исследовательскую компанию Novartis. Он и стал известен благодаря этой стратегии «жемчуга» Bristol-Myers Squibb.

Джереми Левин, который пришел в компанию на пост старшего вице-президента по вопросам стратегического планирования, создания альянсов и заключения сделок, «принял мяч и побежал с ним». В результате ему удалось подписать 20 сделок. Эти завершенные сделки относились к партнерским соглашениям или же сделкам в сфере M&A для сотрудничества в таких терапевтических областях, как раковые и сердечно-сосудистые заболевания, иммунология, неврология и вирусология. После череды таких приобретений в 2012 г. компания получает бразды правления израильского производителя препаратов Teva.

Несмотря на то, что прошло три года с тех пор, как Левин покинул свой пост в компании, еще рано делать выводы или судить об успехах стратегии. Однако уже сейчас, обратив внимание на достаточно непредсказуемую биотехнологическую индустрию, можно получить информацию о результатах некоторых сделок. И получаем – хотя бы одного победителя и довольно много проигравших.

Крупной и самой успешной «жемчужиной» Bristol-Myers Squibb является приобретение за 2,4 млрд долл. производителя Medarex в августе 2009 г. В структуре новоприобретенного Medarex был препарат Yervoy (ipilumimab), анти-CTLA-4 mAb, который находился на третьей фазе испытаний для лечения меланомы и был одним из первых и продуктивных франшиз в сфере иммунной онкологии в фармацевтической индустрии.

На самом деле Bristol-Myers Squibb уже успела вернуть вложенные инвестиции в Medarex с основными продажами именно препарата Yervoy. На протяжении трех лет ежегодные продажи на рынке ЛС с 2011 по 2013 гг. составили 360 млн долл., 706 млн долл., 960 млн долл. соответственно. Также эксперты отмечают, что объемы продаж за первые два квартала в 2014 г. составили 592 млн долл., добавив, что общий объем продаж за этот период принес американскому производителю 2,6 млрд долл.

Таким образом, учитывая прибыльность препарата Yervoy, именно Medarex можно считать крупной победой в развитии бизнеса Bristol-Myers Squibb. Однако не стоит учитывать успешность этого приобретения в отношении других препаратов, полученных в результате завершения сделки, особенно анти-PD-1 mAb nivolumab, который одобрили в Японии. По прогнозам аналитиков, препарат должен был стать блокбастером.

С другой стороны, многие сделки оказалась не такими эффективными и прибыльными, как в случае с поглощением активов портфеля производителя препаратов Medarex. Среди них и многочисленные договоренности с Exelixis. Например, отдельное соглашение по разработке агонистов молекул TGR5 и антагонистов ROR, которое было подписано в конце 2010 г., все еще длится.

Если говорить более детально по поводу приобретений и их влияния на деятельность Bristol-Myers Squibb, то после покупки портфеля компаний-производителей противораковых препаратов, а именно: Adnexus за 430 млн долл. и Kosan за 235 млн долл. – они не оправдали возложенных на них ожиданий. Американская компания подписала партнерское соглашение с KAI Pharmaceuticals (теперь является частью Amgen) для производства препарата delcasertib (ранее KAI-9803) в рамках терапии острого инфаркта миокарда. Препарат отклонили в 2011 г. в связи с недостаточной эффективностью. Следом идет сделка с Allergan, целью которой было производство препарата AGN-209323 для лечения невропатической боли. Лекарственное средство отозвали в 2013 г. Соглашение с Alder Biopharmaceuticals позволило Bristol-Myers Squibb получить эксклюзивные права на clazakizumab, который регуляторы фармацевтического рынка «вернули» на прошлой неделе.

Производитель препаратов Bristol-Myers Squibb также купил в 2010 г. партнера ZymoGenetics, с которым он разрабатывал PEG-интерферона лямбда в рамках контракта, за 885 млн долл. Компания впоследствии остановила программу и продала препарат Recothrom, используемый при незначительных кровотечениях из капилляров, производства Medicines Co. в конце 2012 г.

Идея программы «Нитки жемчуга» (String of Pearls) заключалась не только в приобретении и расширении присутствия компании, так как Bristol-Myers Squibb «прощалась» с некоторыми франшизами, если видела, что ее собственных ресурсов не достаточно, чтобы конкурировать с другими игроками фармацевтического рынка в этой области. Среди них – передача прав на бизнес по работе с рентгенографическими и топографическими изображениями частной инвестиционной Avista за 525 млн долл. в 2007 г. и продажа подразделения ConvaTec, специализирующего на уходе за кожей вокруг стомы, фондам прямых частных инвестиций Nordic Capital и Avista за 4,1 млрд долл. в 2008 г. Компания Bristol-Myers Squibb «разделалась» со своим дженериковым бизнесом на рынках с развивающейся экономикой и избавилась от бизнеса, связанного с питанием.

Похожие материалы