Фармотрасль была самой активной по сделкам M&A в I полугодии 2014 года

Общая стоимость объявленных слияний и поглощений (M&A) в мире за первое полугодие 2014 года составила 1,75 трлн долл. Это на 75% выше аналогичного показателя за первую половину 2013 года и максимальное значение с 2007 года, свидетельствуют данные...

Общая стоимость объявленных слияний и поглощений (M&A) в мире за первое полугодие 2014 года составила 1,75 трлн долл. Это на 75% выше аналогичного показателя за первую половину 2013 года и максимальное значение с 2007 года, свидетельствуют данные Thomson Reuters.

Рост глобального рынка M&A в деньгах зафиксирован, несмотря на некоторое снижение количества сделок, с 17 820 в первом полугодии 2013 года до 17 698. По мнению Reuters, M&A-лихорадка может продлиться еще несколько месяцев — при условии отсутствия геополитических и экономических потрясений.

Агрессивный кэш

У компаний накоплена огромная масса свободной наличности, и они стараются воспользоваться преимуществами высокой стоимости своих акций и дешевого заемного капитала.

«Компаниями движет стратегический императив к совершению сделок, у них много свободных средств для этого, и они могут привлекать дополнительное финансирование по рекордно низким ставкам», — указал юрист Sullivan & Cromwell Фрэнк Аквила, занимающийся слияниями и поглощениями.

Корпоративные покупатели не стесняются вести себя агрессивно, если компании не желают менять владельцев, отмечает Reuters. С начала года предпринято уже 38 попыток недружественного поглощения на общую сумму 150 млрд долл., в то время как в первой половине 2013 года — лишь 19 таких попыток на 8 млрд долл. Яркий пример подобного «недружелюбия» — попытка американской фармацевтической корпорации Pfizer купить англо-шведскую AstraZeneca за 119 млрд долл. Если бы сделка состоялась, она бы стала самой дорогой в 2014 году, но AstraZeneca отбилась от американского «захватчика».

Канадский фармацевтический гигант Valeant пока также безуспешно пытается купить американского производителя ботокса Allergan, предлагая за компанию 53 млрд долл.

«Поскольку у обеих компаний — покупателя и объекта поглощения — на фоне таких сделок, как правило, растет стоимость акций, покупатели видят перспективу роста капитализации и стремятся вести себя агрессивнее, даже если цель не хочет поддаваться», — отмечает Рави Синха, исполнительный вице-председатель Bank of America Merrill Lynch по глобальным корпоративным и инвестиционным услугам.

По данным Thomson Reuters, около 70% объявлений о сделках стоимостью от 1 млрд долл. в первой половине 2014 года сопровождалось ростом котировок компаний-покупателей. В первом полугодии 2013 года этот показатель составлял 60%, а в среднем за последние семь лет — 55%.

Легче купить, чем развивать

Активизация сделок M&A во всех ключевых регионах — США, Европе и Азии — связана с тем, что стремление избегать рисков и опора на органический рост бизнеса в первое время после глобального финансового кризиса теперь сменились убеждением, что рост бизнеса «легче купить, чем построить», отмечает Financial Times.

В отличие от последнего «золотого сезона» M&A в 2007 году, когда индустрия private equity скупала компании, без оглядки наращивая долговую нагрузку, текущий год отмечен возвращением на рынок M&A «голубых фишек» — корпораций с большими денежными резервами и сильными балансами, стратегических покупателей (Pfizer, Comcast, General Electric).

Для трансграничных поглощений вспомогательным мотивом нередко служит оптимизация налоговых выплат: все больше американских компаний прибегают к практике приобретения заокеанских конкурентов в странах с льготной системой корпоративного налогообложения. В 2014 году такая модель нашла отражение в сделках фармацевтических компаний. Покупка американским производителем медицинской техники Medtronic своего ирландского конкурента Covidien за 42,9 млрд долл. стала одной из крупнейших попыток сменить налоговую прописку с целью уменьшения налоговых выплат.

Топ-сделки

Фармацевтическая отрасль была самой активной по сделкам M&A в первом полугодии 2014 года, на ее долю пришлось 18% всех сделок (по стоимости). Даже без слияния AstraZeneca и Pfizer сумма сделок фармацевтических компаний выросла более чем в три раза, достигнув 317,4 млрд долл.

Второй самой интенсивной отраслью стали медиа и телекоммуникации.

Похожие материалы