Возможности биотехнологий все больше привлекают внимание не только ученых, но и инвесторов

Излечить рак, предсказать продолжительность жизни, создать сверхпрочный полимер или бактерии, способные переработать любые отходы, - возможности биотехнологий привлекают внимание не только ученых, но и инвесторов.

Излечить рак, предсказать продолжительность жизни, создать сверхпрочный полимер или бактерии, способные переработать любые отходы, – возможности биотехнологий привлекают внимание не только ученых, но и инвесторов.

По данным американской аналитической компании IBISWorld, оборот мирового рынка биотехнологий в этом году достигнет $262 млрд. по сравнению с $228 млрд. в 2012-м. Из них $200 млрд., по данным инвесткомпании Carta Financiera, приходятся на пятерку крупнейших биотехнологических компаний мира: Amgen, Gilead Sciences, Biogen Idec, Celgene Corporation, Regeneron Pharmaceuticals. Все они занимаются разработкой новых материалов, индивидуальных лекарств или выведением новых видов животных и растений.

Эффективность инвестиций в биотехнологии — одна из самых высоких. К примеру, среднегодовая доходность золота в США составляет 1,7%, тогда как, согласно исследованию Life Technologies Foundation, каждый инвестированный доллар в проект картирования генов (Human Genome Project, США) принес $141 прибыли.

Развитые страны определили биотехнологии одним из приоритетных направлений развития и выделяют миллиардные бюджеты на разработку инноваций. Если этот тренд сохранится, вполне возможно, что через 50 лет мир станет чище, здоровее и многообразнее. «Инвестгазета» выбрала некоторые из направлений, которые могут стать повседневной реальностью в ближайшие годы.

Генная терапия

Медицина и фармакология — первые направления промышленности, которые начали использовать биотехнологии.

Расшифровка генома человека сделала прорыв в этих науках, сравнимый с теорией относительности Эйнштейна. С тех пор ученые-биологи концентрируют усилия на картировании генов — расшифровке «зоны компетенции» каждого из генов. По словам Луки Чичин-Сейна, профессора, руководителя группы по изучению иммунного старения и хронических инфекций Helmholtz Centre for Infection Research (Германия), во многих научных центрах уже проводятся скриннинги (исследования), которые позволяют определять предрасположенность человека к той или иной болезни — например, к фенилкетонурии (нарушение метаболизма аминокислот) или врожденному гипотиреозу (недостаток гормонов щитовидной железы). И увеличивать шансы на излечение. С ростом количества данных о генетических мутациях, вызывающих те или иные болезни, можно будет вылечить значительно больше заболеваний. И даже у новорожденных детей выявить склонность к аутизму, диабету или гипертонии.

Один из ярких примеров интереса инвесторов к технологии картирования — затянувшиеся переговоры швейцарской компании Roche с американской биотехнологической корпорацией Illumina. Швейцарцы несколько раз делали предложение Illumina о покупке, предложив за сделку в начале года $6,7 млрд. Но американцы сочли эту цену недостаточной. Этому есть объяснение. За последние семь лет стоимость генетического теста для частных клиентов снизилась в 1000 раз — до $500. И этому поспособствовали разработки аппарата Illumina. Интерес людей к картированию растет с каждым годом, как и количество инвесторов, готовых вкладывать в расшифровку генов миллиарды долларов.

Но при этом специалисты считают, что общество по-разному воспримет полную расшифровку генома. «Это даст возможность хорошо изучить те болезни, которые можно вылечить. Но есть и обратная сторона: многие ли захотят узнать о том, что они заболеют неизлечимой болезнью?» — сомневается Чичин-Сейн.

Появление новых медицинских биотехнологий может привести к таким же острым дискуссиям, как после клонирования овечки Долли. По словам профессора, бурная реакция общества — вероятный сценарий развития уже в ближайшие несколько лет, поскольку новые открытия происходят чуть ли не ежедневно.

Менее дискуссионные направления медицинских биотех­но­логий — персонализированная медицина и фармакогеномика. По сути, мы возвращаемся в прошлое, когда лекарства изготавливались индивидуально для каждого пациента, а не продавались готовыми. Основное отличие в том, что, подбирая препарат, врач будет опираться на генетические, а не физические особенности пациентов. По данным Ассоциации международных фармацевтических производителей, в 1975 году на исследования и разработку одного оригинального препарата фармкомпании тратили в среднем около $138 млн., сейчас — более $1,38 млрд. Но ситуация меняется — с внедрением биотехнологий затраты на исследования снизятся, а лекарства станут индивидуальными и направленными на профилактику.

Создание биоматериалов

По словам российского академика Сергея Алдошина, в ближайшие 20 лет в мире появятся тысячи принципиально новых материалов. Они будут созданы с помощью тех же биотехнологий, которые применяются в медицине. Например, использование энзимов — биокатализаторов, которые успешно заменили природные ингредиенты в пищевой промышленности. Это безопаснее и чище, чем использовать кислоты. С помощью рекомбинации ДНК ученые производят полимеры, витамины и даже топливо. Разработки в топливной сфере могут привести к тому, что через 50 лет мировая экономика будет базироваться не на ископаемых углеродах, а на биотехнологических продуктах.

Уже сейчас многие компании внедряют биотехнологии для того, чтобы уменьшить издержки и увеличить рентабельность производства биотоплива. Например, разработчик биотехнологических программ для переработки сырья американская компания Agrivida придумала технологию, которая позволит контролировать выработку энзимов в растениях в процессе их роста. Традиционно для производства биотоплива энзимы добавляются к собранному урожаю во время процесса ферментации. Новая технология, на усовершенствование которой правительство США и частные инвесторы уже выделили $4,5 млн., даст возможность многократно сократить расходы на производство биотоплива.

Еще один способ применения биотехнологий в промыш­лен­ности — производство биопластиков. Ожидается, что этот новый материал в ближайшие несколько лет будет заменять 4,5 млн. тонн полиэтилена ежегодно. По крайней мере, в этот прогноз верят специалисты одной из крупнейших промышленных компаний — ThyssenKrupp. Они уже вложили 20 млн. евро в строительство мультифункционального ферментационного завода, который будет специализироваться на биохимикатах. Производство биопластиков к 2020 году будет составлять 3,5-5 млн. тонн, или примерно 2% (по другим оценкам — 5%) от общего производства пластиков. Но есть и оптимистичные прогнозы, согласно которым к 2020 году пятая часть мирового рынка пластмасс будет занята биопластиками.

Микроорганизмы на очистке

Биотехнологии способны не только избавить человека от болезней, которые сейчас считаются неизлечимыми, но и очистить окружающую среду. Уже сейчас для избавления от органических и неорганических отходов широко применяют специально выведенные микроорганизмы. Это позволяет производственным компаниям не тратить средства на системы очистки или платить штрафы за нарушение экологической безопасности, а строить очистительные станции, которые не только решают проблему утилизации отходов, но и могут давать побочные продукты, которые можно будет использовать для производства.

Так, Львовский дрожжевой завод построил анаэробную станцию полной очистки сточных вод. Она позволит не только перерабатывать отходы, используя микроорганизмы, но и даст необходимый для нужд производства биогаз, являющийся побочным продуктом жизнедеятельности бактерий. Аналогичных проектов в Украине пока немного, но объективная экономическая выгода от использования биотехнологий будет способствовать их росту.

Использование биотехнологий при изготовлении и отбеливании бумаги позволило сократить применение хлора на 10-15%. Если масштабировать этот эффект на отрасль в целом, то в год в окружающую среду будет выбрасываться на 75 тонн хлора меньше. Кроме того, количество потребляемой на отбеливание энергии сократилось на 40%.