Объемы продаж крупнейших американских аптечных сетей падают под давлением онлайн-продаж

Объемы продаж крупнейших американских аптечных сетей падают под давлением онлайн-продаж

Торговля медпрепаратами в интернете теснит продажи лекарств в традиционных аптечных сетях США, ряд крупнейших сетей уже были вынуждены поумерить свои аппетиты.

В Америке стагнируют продажи на рынке фармацевтического ритейла. В первых числах августа розничный конгломерат аптек Walgreens заявил о сокращении двухсот аптечных заведений. А аптечная сеть CVS сообщила о планах в шесть раз урезать количество новых аптек в следующем году, ритейлер откроет всего 50 новых аптек, вместо 600 в 2020 году. Эти заявления представителей фармацевтической розницы вызваны ростом продаж медицинских товаров в интернете. Онлайн-продажи теснят традиционную аптечную розницу не только в Америке. Но и во всем мире.

У занимающей второе место на рынке Америки сети аптек Walgreens Boots Alliance, насчитывающей около 10 000 аптек, в текущем году прибыль уменьшилась практически на 6% – и немного превышает 3 миллиарда долларов. Оценивая перспективы работы в 2019 году, Walgreens ожидает снижения чистой прибыли в районе 7%. Еще раньше этот же розничный дистрибьютор запланировал сократить издержки на полтора миллиарда долларов за четыре года.

Аптечная сеть CVS (9,6 тысячи торговых точек) объявила об открытии в текущем году лишь ста новых аптек. А в 2020 году планируют открыть всего 50. Обычно CVS ежегодно увеличивала число своих торговых точек на 300 аптек. Еще весной 2019 года сеть разослала сообщение о прекращении работы 46 не окупающихся аптечных магазинов. А полторы тысячи из них – уже «переформатированы».

Продажи в интернете безрецептурных лекарств, продающихся и в обычной неспециализированной рознице, быстро вытесняют аптеки с рынка. Заметно ускорило наступление на традиционные аптеки и приобретение в прошлом году лидером рынка онлайн-продаж Amazon виртуальной аптечной сети PillPack. Новое приобретение стоило лидеру 750 миллионов долларов. В рамках уже апробированных схем доставки товаров сетью Amazon покупать медпрепараты теперь проще.

В Америке пробуют компенсировать падение продаж лекарств за счет дополнительных услуг. Не случайно, во многих аптечных сетях в США продают кофе и продовольственные продукты. Очевидно, что аптеки в США подошли к тому, что в них, как на каждой бензоколонке, нужно продавать еще какие-то другие товары и услуги.

В странах постсоветского пространства ситуация выглядит несколько иначе. Например, в Украине по итогам I кв. 2019 г. продажи аптек выросли на 18,5% в гривневом выражении, и составили сумму около 25,6 миллиардов гривен. Прирост объемов продаж упаковок составил 1,7%. В долларовом выражении рынок вырос на 18,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит Аптека.ua.

В то же время, в России оценивают возможное увеличение продаж фармпрепаратов в 2019 году в 6,5%, в основном за счет увеличения продаж в более дешевых государственных аптечных заведениях.

Похожие материалы