Реформа системы здравоохранения в Китае способствовала росту продаж препаратов

Реформа системы здравоохранения в Китае способствовала росту продаж препаратов

Власти КНР отменили требование о проведении повторных КИ зарубежных препаратов уже в самом Китае и внесли сотни лекарственных средств зарубежного производства в список лекарств, предлагаемых в рамках государственного медстрахования.

Начатая в прошлом году властями Китая реформа системы здравоохранения значительно облегчила жизнь зарубежным фармацевтическим производителям. Это тут же отразилось на их продажах, и Китай вышел на второе место после США по объему рынка фармацевтической продукции. Продажи лекарственных средств в КНР в прошлом году, по данным компании LEK Consulting, достигли $123 млрд. Ожидается, что до 2022 года они будут расти еще по 5% или более ежегодно. В США за тот же период продажи превысили $466 млрд, а в Японии, которая находится на третьем месте,— $84,8 млрд.

В рамках реформы системы здравоохранения власти КНР отменили требование о проведении повторных медицинских испытаний зарубежных препаратов уже в самом Китае. Для эффективной работы в 8 раз по сравнению с 2014 годом было увеличено число сотрудников, занимающихся рассмотрением заявок на запуск в продажу препаратов. И если раньше на получение разрешений уходили годы, то сейчас вопрос решается за несколько месяцев. В результате в прошлом году китайским Центром экспертизы лекарственных средств были допущены к продаже 39 импортных препаратов, что больше, чем за 3 предыдущих года. С начала этого года к продаже были допущены 15 зарубежных препаратов, а в начале августа китайский регулятор дал разрешение на ускоренную проверку без дополнительных испытаний сразу 48 препаратов, ранее одобренных регуляторами США, Японии и ЕС.

Кроме того, власти КНР внесли сотни лекарственных средств зарубежного производства в список лекарств, предлагаемых в рамках государственного медицинского страхования. В качестве одного из условий они вынудили зарубежных производителей снизить цены на эти лекарства из-за того, что население в Китае превышает уже 1,4 млрд и идет активный процесс его старения (со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде увеличения числа заболеваний). Однако потери производителей с лихвой компенсируются. Например, по данным банка UBS, компания Roche вынуждена была снизить цену на Avastin в Китае почти на 70%, но зато продажи этого препарата выросли на 25%.

AstraZeneca и Pfizer, которые являются крупнейшими зарубежными игроками на фармацевтическом рынке Китая, сообщили о росте продаж за последний отчетный период на 24%. За аналогичный период в прошлом году этот показатель составлял лишь 15% и 16% соответственно.

В целом среди зарубежных компаний всех профилей именно фармпроизводители чувствуют себя в Китае наиболее оптимистично. По данным Европейской торговой палаты в КНР, 83% европейских компаний уверены в росте своего бизнеса. А уровень уверенности в росте бизнеса у американских фармацевтических компаний, по данным Американской торговой палаты в Шанхае, взлетел в прошлом году на 40% и достиг 87%.

В то же время не за горами тот день, когда продажи зарубежных фармкомпаний в Китае начнут падать. Сейчас китайские потребители больше доверяют качеству импортных лекарств, но местные производители уверенно совершенствуют свою продукцию и качественные китайские дженерики получают одобрение на продажу в других странах, даже в США. По отдельным импортным наименованиям эта тенденция уже очевидна. Так, в 2016 году препарат Plavix производства Sanofi занимал 83% китайского рынка среди лекарств своего класса. Однако к 2020 году, по прогнозам Citibank, эта доля сократится до 60%. Аналогично доля препарата для снижения уровня холестерина Lipitor производства Pfizer сократится за этот же период с 74% до 46% из-за конкуренции со стороны китайских препаратов.

Правда, процесс этот небыстрый, отмечают эксперты. Аналитик UBS Чжао Бин заявил FT, что на это уйдут годы, учитывая, что на рынке сейчас тысячи разных лекарственных средств. Однако как только процесс завершится, отмечает он, больницы полностью перейдут исключительно на препараты местного производства, и это станет большой проблемой для международных компаний.

Похожие материалы