Эксперты раскрывают секреты махинаций с реестром оптово-отпускных цен на ЛС - цены завышаются в разы

Эксперты  объясняют: есть основания предполагать, что заявители декларируют в Реестре искусственно завышенные цены на лекарства, чтобы потом иметь возможность продавать их бюджетным учреждениям по этим искусственно завышенным ценам.  Когда правительство..

Эксперты объясняют: есть основания предполагать, что заявители декларируют в Реестре искусственно завышенные цены на лекарства, чтобы потом иметь возможность продавать их бюджетным учреждениям по этим искусственно завышенным ценам. Когда правительство утвердило порядок декларирования оптовых цен на лекарства, казалось, что это поможет бороться с их искусственным завышением.

Однако есть подозрения, что это дело только помогло «пилильщикам» бюджета. Почему лекарства в Украине одни из самых дорогих в мире?

«Реестр оптово-отпускных цен "эффективные менеджеры" Минздрава превратили в фиговый листок, — сказал "Нашим Грошам" Виталий Шабунин, председатель правления Центра противодействия коррупции (ЦПК). — Постановление КМУ не позволяет закупать за бюджетные лекарства с надбавкой более 10%? Нет проблем! Регистрируется цена в три раза дороже рыночной, а затем лекарства закупают в рамках разрешенных 10%. В результате и "законность соблюдена", и 300% навара для отката получено».

К такому выводу пришли эксперты ЦПК, проанализировав ценовую политику Министерства здравоохранения и Государственной пенитенциарной службы при закупке лекарственных препаратов в последние годы.

Оказывается, что государственные структуры покупают в основном лекарства на предельном уровне, который устанавливается Реестром оптово-отпускных цен. Однако иногда случаются прорывы, и державникам удается приобрести отдельные лекарства значительно дешевле реестровых цен.

Препарат Тендерная цена МОЗ Тендерная цена ГПС Цена в Реестре
Препарат с действующим веществом канамицин, фл., амп., шпр., производства ОАО «Киевмедпрепарат» 1000 мг. 3,08 5,00 7, 89
Препарат с действующим веществом левофлоксацин, табл., капс., драже., 500 мг, производства ОАО «Киевмедпрепарат» 1,40 8,10 11,00
Гатифлоксацин, фл., амп., шпр. 400 мг/200 мл. 31,50 79,00 43 — 176 (залежно від виробника)
Препарат с действующим веществом капреомицин, фл., амп., шпр., 1000 мг., производства ОАО «Киевмедпрепарат» 112,00 130,00 120,00
Препарат «Авелокс» 28,49 - 55,39
Препарат «Тенвир» 3,72 - 4,071
Препарат «Лазид» 1,23 - 1, 518
Препарат «Эфкур» 2,04 - 4,5
Препарат «Алувиа» 4,11 - 5,58

Эти данные заинтересовали народных депутатов от оппозиции Виктора Чумака (УДАР), Лесю Оробец («Батькивщина») и Николая Головко («Свобода»). Они обратились в контролирующие органы с просьбой провести проверку (вот обращение в Антимонопольный комитет (АМКУ), с которого мы и процитировали данные в таблице).

Казалось бы, зачем поднимать шум, когда государственные структуры на отдельных тендерах получают чрезвычайные скидки, экономя государственные деньги?

Да, но это не совсем так. Для этого следует разобраться в самом принципе нынешнего регулировании цен на лекарства в Украине.

Схема была определена, на первый взгляд, достаточно простой и понятной. Согласно постановлению КМУ, с 1 сентября 2012 г. необходимо было декларировать изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые могут закупать медицинские учреждения, которые полностью или частично финансируются из государственного и местных бюджетов. В это постановление попадали как украинские лекарства, так и импортные.

Цены на лекарства (без учета пошлин и НДС) должны вноситься в соответствующий реестр. Этот реестр — как документ — формирует и ведет Минздрав Украины, но само министерство данные не собирает. Заявление о ценах должны присылать владельцы регистрационного удостоверения на лекарственное средство или свидетельства о государственной регистрации изделия медназначения. Если документы поданы надлежащим образом, Минздрав издает приказ о декларировании изменения и размещает информацию у себя на сайте.

При этом закупочная цена для бюджетных учреждений и учреждений не должна превышать задекларированную в Реестре оптово-отпускную цену с учетом пошлины, НДС и 10% надбавки поставщиков, для которых эта «десятина» и является снабженческим заработком, ведь продавцам таблеток тоже нужно за что-то жить и вести бизнес .

Все это и должно уберечь медучреждения от значительной переплаты за лекарства, снизить возможность сговора между участниками тендера и самим заказчиком. Реестр должен стать тем источником, на данные которого можно было ориентироваться и ссылаться, а различные учреждения должны закупать лекарства по более-менее сопоставимыми ценами.

Но если бы все было так просто, то мы бы сегодня не писали этот текст.

Эксперты ГПК объясняют: есть основания предполагать, что заявители декларируют в Реестре искусственно завышенные цены на лекарства, чтобы потом иметь возможность продавать их бюджетным учреждениям по этим искусственно завышенным ценам. Ведь вышеперечисленные несостыковки — это отдельные случаи, которые позволили выявить наличие проблемы как таковой. А в целом же цены, по которым медицинские учреждения покупают лекарства на тендерах, держатся на предельном уровне Реестра.

Судя по постановлению КМУ, регулирующего создание и ведение Реестра, это вполне возможно.

Для начала цены, которые декларируют заявители, государство почему-то просто берет на веру. Правительственное постановление не обязывает ни Минздрав, ни какой-то другой орган или учреждение проверять цифры перед тем, как их публиковать и тем самым делать их официальными данными государственного реестра.

Кроме того, не урегулирован вопрос ответственности и санкций для тех, кто подает недостоверную информацию. С одной стороны, есть приказ Минздрава № 705, вышедший сразу после Положения, и в нем говорится: «Лица, вовлеченные в создание, ведение, восстановление и использование Реестра цен, являются ответственными за своевременность и достоверность внесенных данных».

Но в Постановлении всю ответственность за достоверность возложили на заявителя. При этом ни в одном из этих документов также не прописано, что делать, если заявитель цену изменил, а заявку на изменения в Реестр не подал, или подал цену «с потолка». Не уточнили авторы постановления, ни что ему за это будет, и будет ли что-то вообще.

Чтобы прояснить ситуацию, «Наші гроші» обратились в Минздрав с двумя вопросами: откуда у них на тендерах иногда получаются такие низкие цены, и не могут ли такие прецеденты стать причиной для внесения соответствующих изменений в Реестр, чтобы остальные заказчики тоже могли покупать препарат по более низкой цене?

Ответом на первый вопрос стали три абзаца о повышении «конкурентной среды госзакупок», обеспечении «прозрачности тендерных процедур и справедливого и беспристрастного отношения ко всем участникам рынка», и ... снижении закупочных цен.

Что касается внесения подобных поправок в Реестр, то в Минздраве этими проблемами не занимаются: только принимают заявки и вносят данные в реестр, а «в случае поступления информации о том, что тендерная цена существенно меньше задекларированной цены, Минздрав Украины информирует об этом соответствующие компетентные органы исполнительной власти» (это весь текст ответа Минздрава).

Как пояснили в Минздраве, под компетентными органами подразумеваются Министерство доходов и сборов (налоговики, если проще) и Госинспекция по контролю за ценами. Кажется, что в Минздраве вполне осознают, что единичные случаи снижения закупочной цены являются предметом интереса не для агитационной машины партии власти, а именно для компетентных органов.

Из ответа пресс-службы МОЗ на запрос «Наших Грошей» Из блога народного депутата Павла Петренко (Батьківщина)
«Высокий уровень конкурентной среды является залогом снижения закупочных цен и повышения качества предметов закупки. Заметно, что за счет усиления конкуренции цены закупок третий год подряд идут на снижение. В 2011 году в среднем цены снижены на 9-10%, а по отдельным позициям — в 2 и более раза. В 2012 году цены еще снижены примерно на 5-6%. В среднем на 5% закупочные цены за централизованными закупками Минздрава Украины по наиболее социально важными направлениями обеспечения в 2013 году ниже, чем в 2012 году.» Препарат «Онкаспар», который используется для лечения онкобольных, в Украине стоит 18 тысяч гривен, тогда как в соседней Польше — 13 000 гривен. Препарат «Элигард», который также используется в онкологии, у нас стоит 4500 гривен, в Словакии — вдвое дешевле — 2045 гривен. Такая же ситуация и с препаратом «Эрбитукс»: 3671 грн. — его стоимость в Украине, в Венгрии — 1800 гривен. Что тут говорить, если банальный «Фарингосепт», который используется при лечении простуды, в Украине стоит в полтора раза дороже, чем в России — 26,5 грн. против 18 грн. А препарат для лечения суставов «Мукосат нео» в Украине продается в четыре раза дороже, чем в Беларуси — по 205 гривен, вместо 49 грн.

Похожие материалы