Чем грозит вывод медицинских изделий из-под действия Закона Украины «О публичных закупках»?

Чем грозит вывод медицинских изделий из-под действия Закона Украины «О публичных закупках»?

Законопроект № 2563 от 10.12.2019 года, может нивелировать все усилия по устранению коррупционных схем при осуществлении закупок и закрыть путь к цивилизованному развитию рынка медицинских изделий в Украине, считают в Европейской Бизнес Ассоциации.

Европейская Бизнес Ассоциация обеспокоена проектом Закона Украины №2563, который был зарегистрирован Верховной Радой Украины 10 декабря 2019 года. В нем предложено вывести медицинские изделия из-под действия Закона Украины «О публичных закупках». Иными словами, участникам торгов по медицинским изделиям предложено не использовать веб-портал Prozorro для осуществления закупок.

К сожалению, такая инициатива может привести к коррупционным рискам. Вступление в силу соответствующего положения законопроекта перевело бы закупку медицинских изделий в непрозрачную плоскость. По сути, само понятие «торгов» было бы под вопросом – ведь, участникам достаточно было бы лишь заключить соответствующий договор, а процесс выбора оптимального поставщика необходимой продукции был бы неконтролируемым.

По мнению экспертов Ассоциации, финансовые убытки государства из-за неэффективных расходов средств государственного бюджета стали бы наиболее вероятным результатом этой законодательной инициативы. Также, о дальнейшем совершенствовании системы «Прозорро» и развитии конкуренции среди производителей медицинских изделий не стоило бы и говорить.

Приведем некоторые данные из Prozorro. В результате торгов 2019 года по открытой процедуре было заключено договоров на сумму 8,19 млрд гривен на товары из группы «33100000-1 Медицинское оборудование» (По данным портала bi.prozorro.org). При этом ожидаемая стоимость по соответствующим лотам в этой группе составила 8,85 млрд грн. Это свидетельствует о годовой экономии в результате тендерных процедур по этой категории продукции в размере примерно 660 млн грн. Смогут ли государственные и коммунальные учреждения здравоохранения обеспечить такой же или больший размер сэкономленных средств при отсутствии публичных торгов? Вопрос риторический.

К сожалению, в сопроводительных документах к законопроекту отсутствует обоснование предлагаемой поправки. Поэтому, непонятными остаются основания. Заметим также, что термин «изделия медицинского назначения», который использован в законопроекте, не употребляется в действующем законодательстве Украины. Следовательно, очевидна потребность в дополнительном анализе редакции законопроекта.

Комитет по здравоохранению Европейской Бизнес Ассоциации обратился к народным депутатам Украины – инициаторам законопроекта – с просьбой о его доработке и изъятии соответствующего положения. Компании Комитета Ассоциации выступают за открытые, понятные, однозначные и прозрачные правила. Мы надеемся, что риски будут устранены, и рынок медицинских изделий в Украине будет продолжать развиваться в условиях прозрачной конкуренции.

Похожие материалы