Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Присоединяйтесь и анализируйте фармрынки Украины и мира вместе с нами!

Либо авторизируйтесь через

полезный материал
2 читателей 2 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 1088 раз

Закон о сравнительной рекламе лекарств вступил в силу, что с ним не так?

Новости Украины - 1088
second date1088
По замыслу авторов, новый закон должен обеспечить «определение законодательных условий использования сравнительной рекламы, а значит, и опосредованное повышение эффективности национальной системы защиты прав потребителей», но что будет на практике? Читать далее
читайте также Главное за неделю
Фигуранты: компании

Компания ООО «Тева Украина» является частью корпорации TEVA, ведущей международной фармацевтической компании, специализирующейся на разработке, производстве и маркетинге генерических и оригинальных лекарственных средств, а также активных фармацевтических ингредиентов.

В Украине компания начала работать в 1997 году и сейчас входит в тройку лидеров украинского фармацевтического рынка. Сегдня здесь работает около 400 сторудников.

Деятельность компании в Украине сосредоточена в таких областях медицины:

  • заболевания ЦНС
  • психические заболевания
  • заболевания дыхательной системы как вирусной, так и бактериальной этиологии
  • онкология
  • заболевания сердечно-сосудистой системы
  • женское здоровье
  • нарушение костного метаболизма
  • заболевания печени и желудочно-кишечного тракта.
Подробнее о компании
Teva (Тева Украина)
Teva
Компания «Тева Украина» является частью корпорации Тева, ведущей международной фармкомпании, специализирующейся на разработке, производстве и маркетинге генерических и оригинальных препаратов.

Закон о сравнительной рекламе лекарственных средств вызвал большой резонанс среди украинских игроков фармацевтического рынка. Компании активно обсуждали возможности, которые появятся с вступлением в силу новой нормы. Однако, в то же время, было много опасений, не спровоцирует ли это хаос на рекламном рынке Украины. И вот, 10 декабря на сайте Верховной Рады Украины появился финальный текст Закона Украины № 286-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гармонизации законодательства в сфере сравнительной рекламы с правом Европейского Союза», днем позже он был опубликован в газете «Голос Украины» и вчера, 11 декабря 2019 года, он вступил в силу.

Ранее своим мнением по поводу нового законодательного акта поделились юристы компании Arzinger в статье «Сравнительная реклама в украинских реалиях: больше вопросов, чем ответов». Сегодня мы приводим мнение юристконсульта ООО «Тева Украина» Александра Янева.

Сравнительная реклама: непрактична гармонизация

По замыслу авторов, новый закон должен обеспечить «определение законодательных условий использования сравнительной рекламы, а значит, и опосредованное повышение эффективности национальной системы защиты прав потребителей».

Следует отметить и согласиться, что определение четких и прозрачных правил для урегулирования сравнительной рекламы действительно нужным и полезным. На самом деле фармацевтическая отрасль и сегодня имела положение в законе о сравнительной рекламы. Но de facto эта норма не имела своей практической реализации. Это происходило, прежде всего, из-за нечеткого ее формулирования, что порождало правовую неопределенность и, соответственно, могло создать риски для компаний-рекламодателей.

По нашему мнению, новый закон тоже не создает четких и понятных правил для компаний, зато может спровоцировать еще больше неопределенности.

Например, Законом определяются условия, при которых разрешается использование сравнительной рекламы.

В этом аспекте сразу возникают вопросы относительно того, что реклама должна сравнивать однородные (подобные) товары, которые удовлетворяют одни и те же потребности или имеют одинаковое назначение, или сравнивать деятельность, которая охватывается одной сферой или одним видом деятельности. Если говорить о фармацевтической отрасли и лекарственных средствах, антимонопольное ведомство имеет свое достаточно консервативное видение однородности препаратов, и сложно предсказать, как в этой части будет развиваться правоприменение.

Другим условием является сравнение в рекламе одной или нескольких существенных, сопоставимых и репрезентативных характеристик однородного (подобного) товара. К сожалению, оценочные характеристики могут создать основу для произвольной трактовки и злоупотреблений, как субъектами хозяйствования, так и контролирующими организациями.

Не менее неопределенным остается и вопрос квалификации действий: «сравнительная реклама» vs «предпринимательская деятельность, которая вводит в заблуждение» vs «распространение информации, вводящей в заблуждение».

Отдельно отметим, что без внимания законодателя остались недобросовестные бизнес-практики субъектов хозяйствования в части продвижения лекарственных средств и распространении информации о них специалистам здравоохранения. Этот вывод основывается на том, что законами Украины в сфере защиты прав потребителей, рекламы, недобросовестной конкуренции, в части рекламы или распространения информации, вводящей в заблуждение, или предпринимательской деятельности, которая вводит в заблуждение, защищаются интересы именно потребителей, а не людей, которые могут выступать получателями информации, например, врачей.

По нашему убеждению, законодательство в части рекламы или распространения информации о лекарственных средствах имеет пространство для совершенствования. В частности, «серой зоной» остается размещение информации в сети Интернет, в том числе, с использованием функционала поисковых сервисов. Отдельного внимания заслуживает проблематика большого количества оценочных категорий и терминов в законодательстве о рекламе.

Одним из практических решений могла бы стать наработка и отражение соответствующих наставлений и положений в отраслевых этических кодексах продвижения. Для этого существуют необходимые условия: высокий уровень экспертизы и профессионализма фармацевтических ассоциаций.

Pharma.net.ua
По материалам: Teva Украина
>
полезный материал
2 читателей 2 отметили
этот материал как полезный
статья прочитана 1088 раз
поделитесь с другими
Версия для печати
обсуждение и комментарии
Присоединяйтесь