Стало известно, сколько тратит на маркетинг и сбыт компания "Фармак"

Стало известно, сколько тратит на маркетинг и сбыт компания "Фармак"

За деньги, потраченные компанией "Фармак" на маркетинг, можно было целиком купить фармдистрибьютора "Вента ЛТД", приобрести более половины акций ПАО "Киевмедпрепарат" или треть компании Sanofi в Украине.

Компания "Фармак" опубликовала отчетность за 2015 год по международным стандартам (МСФО). Доход от реализации продукции ПАО "Фармак" за 2015 год составил 3,6 млрд грн. Компания увеличила доход на 1 млрд грн (+43%) по сравнению с данными за 2014 год.

На маркетинг и сбыт компания "Фармак" потратила рекордные 832 млн грн, что почти на 300 млн грн выше, нежели в 2014 году.

Для сравнения: за сумму, потраченную компанией "Фармак" на маркетинг, в конце 2015 года можно было целиком купить фармдистрибьютора "Вента ЛТД" (оценочная стоимость компании 863 млн грн*), приобрести более половины акций ПАО "Киевмедпрепарат" (оценочная стоимость компании 1,5 млрд грн*) или треть компании Sanofi в Украине (оценочная стоимость компании 2,4 млрд грн*).

Внешняя служба (медицинские представители и другие сотрудники департаментов маркетинга и сбыта) обошлись компании, принадлежащей Филе Жебровской, почти в 260 млн грн (затраты на персонал, транспортные затраты и др.). Еще 174 млн грн было потрачено на содержание представительств ПАО "Фармак" (включая затраты на персонал, задействованный в работе представительств). Непосредственно на рекламу и маркетинг компания потратила свыше 345 млн грн (на 132 млн грн больше, чем в 2014 году).

Напомним, затраты на маркетинг и сбыт являются частью расходов компании и включены в структуру затрат – в итоге аптеки купили у компании "Фармак" лекарства по стоимости, которая включает в себя 832 млн грн затрат на сбыт, в том числе на ТВ-рекламу.

ПАО "Фармак" стабильно лидирует среди фармкомпаний по объему затрат на ТВ-рекламу. По итогам 2015 года на продукцию "Фармака" приходилось 10% рынка ТВ-рекламы лекарств в денежном выражении (данные Еженедельника "Аптека"). А по итогам 1 квартала 2016 года на "Фармак" приходится уже 12% затрат на ТВ-рекламу лекарственных средств (то есть доля рекламы препаратов "Фармака" выросла на 20%).

По данным mmr.ua, в общем рейтинге крупнейших рекламодателей телеэфира "Фармак" занимает четвертое место. Четвертое место среди всех рекламодателей из всех отраслей.

Будучи ключевым клиентом украинских телеканалов, компания "Фармак", по сути, застрахована от появления в эфире любой отрицательной информации о своей деятельности. Хотя программам журналистских расследований было бы чем поживиться.

Крупнейший производитель наркотического "Трамадола" после введения строгого предметно-количественного учета начал агрессивно наращивать темпы производства глазных капель "Тропикамид", которые массово применяли наркозависимые лица. Только за период 2007-2011 гг. продажи "Тропикамида" выросли в 14 раз и достигли неимоверных 2,5 млн упаковок в год. В 2012 году "Тропикамид", как препарат, предназначенный для применения исключительно в условиях лечебных учреждений, был переведен на строгий предметно-количественный учет, что обрушило объемы его легального применения до уровня реальной потребности – до 20 тыс. упаковок в год. Также ПАО "Фармак" специализируется на выпуске сверхпопулярного "Корвалола", содержащего вызывающий привыкание барбитурат.

* – данные о 200 крупнейших компаниях Украины по версии Forbes с указанием их оценочной стоимости опубликованы в ноябре 2015 года.

Похожие материалы