АМКУ может открыть новые дела в отношении операторов фармрынка, — юрист

Такое мнение высказала Лидия Санжаровская-Гулач, старший юрист ЮК "Правовой Альянс".

Антимонопольный комитет Украины может открыть новые дела в отношении операторов фармацевтического рынка. Такое мнение высказала Лидия Санжаровская-Гулач, старший юрист юридической компании "Правовой Альянс" в интервью газете "Бизнес".

— С чем связано пристальное внимание АМКУ к отечественному фармацевтическому рынку начиная с 2010 года?

— Как пояснял сам АМКУ, основанием для исследования стало резкое повышение, на 10-90%, цен на препараты в 2010 году. И, кроме того, многочисленные случаи распространения ложной информации о лекарственных средствах. Начиная исследование, АМКУ ставил перед собой цель собрать максимально полную информацию о рынке, выявить признаки нарушений и предотвратить безосновательное повышение цен. Исследование началось с региональных рынков.

— К каким выводам пришел Комитет?
— Исследование показало, что как в 2010 году, так и в течение девяти месяцев 2011 года основное влияние на розничные цены оказывали оптовые закупочные цены на препараты.

— В 2014 году фармацевтический рынок в полной мере ощутил результаты работы Антимонопольного комитета?
— Да, в прошлом году на рассмотрении Комитета находились уже шесть дел об антиконкурентных согласованных действиях крупных иностранных производителей и национальных дистрибуторов. Дела были начаты по признакам нарушений, которые антимонополисты выявили в текстах контрактов на поставки лекарственных средств. Из шести дел летом 2014 года одно было закрыто, остальные АМКУ продолжает рассматривать.

— Помимо открытых дел, АМКУ исследует деятельность других игроков рынка?
— После получения детальной информации в рамках дел, а также по результатам иных исследований АМКУ выявил, что производители стимулируют финансово не только дистрибуторов, но и аптечные сети, в частности, в рамках взаимоотношений по оказанию маркетинговых и иных смежных услуг. Поэтому в конце 2014 года Комитет направил новые требования относительно предоставления информации различным участникам рынка: и производителям, и дистрибуторам, и аптечным сетям. Не исключено, что в результате анализа информации, которую получил АМКУ, будут открыты новые дела в отношении операторов фармацевтического рынка.

— Какую информацию запрашивает АМКУ?
— Это вопросы, связанные с формированием цены в договорных взаимоотношениях, в частности связанных с оказанием маркетинговых и иных смежных услуг. Прежде всего это данные об оплате определенных объемов реализованной продукции, планах закупок, наличии товарных запасов и т.д. Кроме того, вопросы, связанные с инициированием заключения соответствующих договоров, включения в договоры особых положений.

— Какие наиболее характерные нарушения в контрактах между производителями и дистрибуторами выявил АМКУ?
— Один из типичных признаков нарушения — предоставление бонусов или скидок за обычное выполнение условий контракта. Если договором предусмотрена какая-либо обязанность дистрибутора, то, по мнению Комитета, дополнительное финансовое поощрение за выполнение такой обязанности может говорить о том, что у производителя необоснованно завышена цена. Если производитель продает дистрибутору товар за 100 грн, а через месяц в виде постскидки, бонуса, прощения долга или путем иных механизмов возвращает ему 20 грн за обычное выполнение дистрибутором своих обязательств по договору, у Комитета возникает вопрос, почему сразу не продать товар за 80 грн. В таких ситуациях АМКУ видит признаки нарушения.

— Что еще, кроме скидок и бонусов, может быть нарушением?
— Различные рекомендации и указания производителей для дистрибуторов, в том числе по формированию цены перепродажи, например, путем установления ценового коридора или "твердой" цены перепродажи.

Такие ограничения в вертикальных взаимоотношениях прямо запрещены требованиями Закона "О защите экономической конкуренции", если их следствием становится существенное ограничение конкуренции, доступа на рынок иных операторов, а также экономически необоснованное завышение цен или дефицит товара (ст.8). Поэтому подобные положения желательно в контракты не включать.

Кроме того, в контрактах могут быть положения, которые ограничивают дистрибуторов в части перепродажи товара по территории (когда дистрибутору, например, запрещено продавать товар вне территории Украины), круга контрагентов (когда контракт предусматривает запрет на продажу товара субдистрибуторам) и т.д.

Такие ограничения в контр­актах ввиду возможных антиконкурентных последствий также могут быть отнесены АМКУ к признакам антиконкурентных согласованных действий между сторонами контракта.

Похожие материалы