Есть ли у нашего бизнеса заказы на выпуск продукции?

Сейчас это очень важный вопрос: что будет делать наша промышленность в ближайшие месяцы? Насколько она загружена заказами и чем все это может обернуться для Украины в целом? На этот непростой вопрос, есть ответ в виде официальной статистки «Новых заказо..

Сейчас это очень важный вопрос: что будет делать наша промышленность в ближайшие месяцы? Насколько она загружена заказами и чем все это может обернуться для Украины в целом? На этот непростой вопрос, есть ответ в виде официальной статистки «Новых заказов на производство продукции». Это данные Госслужбы статистики, и они охватывают, прежде всего, крупные компании. Но, для нас сейчас главное, это общая тенденция бизнеса. Будет работа на крупных предприятиях – значит, что то перепадет и мелкому бизнесу.

Хорошая новость. Количество заказов текстильной промышленности за период январь-май 2014 года выросло на 11% по сравнению с прошлым годом. При этом количество заказов на экспорт выросло на 46%. Заказы на пошив одежды выросли на 28%, а заказы на пошив одежды на экспорт на 50%. Наша легкая промышленность действительно много шьет на экспорт, тем же странам ЕС. Кроме того девальвация обесценила нашу рабочую силу, и стало больше заказов. Хотя, стоит не забывать, что доля легкой промышленности в ВВП Украины меньше 2%. Это в Китае легкая промышленность – сила, а у нас это так, мелкий бизнес. Для нас главное металл.

Производство металла формирует около 50% ВВП и 28% всего нашего экспорта. Тут результат относительно нормальный. Только на 2% меньше заказов у металлургов в этом году. И только на 8% меньше заказов на экспорт. Это не критическое падение. А значит – будет работа, и будут поставки на экспорт. Но нужно как можно скорее решить проблему военной агрессии на востоке Украины. Так как многие наши металлургические компании как раз находятся в проблемных регионах.

Но, если с металлом все хорошо, то машиностроение в провале. Количество заказов на производство электрического оборудования в этом году на 25% меньше, чем в прошлом. То же самое и с транспортным машиностроением. Количество заказов меньше на 22% в этом году. У нас внутренний рынок потребления продукции машиностроения слабый, много не продашь. Можно только производить и продавать автомобили класса Ланос и Богдан, но они всегда вызывают больше вопросов, чем ответов. А экспорт продукции машиностроения у нас на 90%, это Россия. В свете последних событий Россия явно не очень хочет покупать нашу продукцию. Поэтому и заказов нет, и не будет. Вообще непонятно, что делать нам с нашими машиностроительными заводами. Россия не хочет покупать, и Украина не очень хочет продавать, а продавать в другие страны нашу продукцию машиностроения нереально.

То же касается и химической промышленности. За пять месяцев 2014 года количество новых заказов на 20% меньше, чем в прошлом году. Во-первых, нужно сырье, а оно у нас российское. Во-вторых, главным потребителем нашей химической продукции тоже является Россия. Тут уже разумнее подумать, а не «порезать ли наши НПЗ на металлолом». Ибо другого будущего для наших предприятий химической промышленности пока не ожидается.

Зато у нашей фармацевтики есть будущее. На 14% выросло количество заказов в этом году, и при этом на 31% количество заказов на экспорт. Украина уже сейчас может производить и поставлять фармацевтическую продукцию в соответствии со стандартами ЕС. Поэтому, фармацевтика не очень и боится конкуренции с ЕС. Уже давно эту конкуренцию наша фармацевтика ведет со швейцарскими, немецкими и французскими производителями лекарств. И время от времени выигрывает у них.

Вот такая получается ситуация. Нельзя сказать, что у нас все критично. Заказы есть, и возможность заработать на производстве украинской продукции на экспорт существует. Но нужна стабильность, и самое главное, нужно прекратить военную агрессию. В условиях военной агрессии заказы можно взять, но выполнить их затруднительно.