Маркируем косметику правильно

 

Действующее в Украине законодательство оперирует, в частности, такими терминами как:

«продукция парфюмерно-косметической промышленности»;

«парфюмерные/косметические средства»;

«косметика»;

«лекарственные косметические средства»;

«средства...

Действующее в Украине законодательство оперирует, в частности, такими терминами как:

  • «продукция парфюмерно-косметической промышленности»;
  • «парфюмерные/косметические средства»;
  • «косметика»;
  • «лекарственные косметические средства»;
  • «средства лечебной косметики»;
  • «косметические/парфюмерные препараты»;
  • «парфюмерно-косметические товары»;
  • и даже «моющие средства».

Не углубляясь в семантические значения данных терминов, стоит всё же выделить из этой группы такие понятия как «лекарственные косметические средства» и «средства лечебной косметики». По своей природе и специфике указанные средства понимаются, прежде всего, как лекарственные средства. В частности, согласно ст. 2 Закона Украины «О лекарственных средствах» лекарственные косметические средства относятся к лекарствам и, соответственно, на них в полной мере распространяется правовой режим регулирования, который распространяется и на лекарственные препараты.

Таким образом, необходимо разграничивать такие категории как косметические средства и лекарственные косметические средства. Последнее относится к лекарствам, с присущим им правовым регулированием.

Итак, что же понимается под косметическими/парфюмерными средствами? Согласно определениям, указанным в Государственных санитарных правилах и нормах безопасности продукции парфюмерно-косметической промышленности, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.07.1999 № 27 (далее – СанПиН) к парфюмерным средствам относятся средства, которые при применении выполняют гигиенические и эстетические функции, а к косметическим средствам относят средства, применяемые для ухода за кожей, волосами, полостью рта и которые выполняют гигиенические, профилактические и эстетические функции.

Данные термины имеют достаточно широкое толкование, поэтому не лишним будет воспользоваться терминологией, указанной в Национальном стандарте Украины: Продукция парфюмерно-косметическая. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение (далее – ГОСТ 5010:2008). Так, в соответствии с пунктом 3.1.3 ГОСТ 5010:2008 косметическим называется средство, предназначенное для нанесения непосредственно на различные части тела человека (эпидермис, волосы, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очистки, предоставления приятного запаха, изменения внешнего вида и (или) коррекции запаха тела, и (или) их защиту или сохранения в хорошем состоянии. В свою очередь, согласно пункту 3.1.4 ГОСТ 5010:2008 парфюмерным называется средство, предназначенное для того, чтобы освежать, гигиенично ухаживать и ароматизировать тело, одежду белье и др.

Из указанных определений можно выделить существенные признаки, которые характеризуют косметические и парфюмерные средства (далее – вместе ПКС, а в отдельности – ПС и/или КС). К таким признакам относятся место нанесения и выполняемая ими функция.

Маркировка любой продукции имеет существенное значение, т.к. напрямую связана с правом потребителей на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, которая обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора.

Статьей 14 Закона Украины «Об информации» определено, что информацией о товаре являются сведения и/или данные, которые раскрывают количественные, качественные и другие характеристики товара, а правовой режим такой информации определяется законами Украины о защите прав потребителей, о рекламе, другими законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

В связи с этим, в ч. 1 ст. 4, ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» определено, что информация о продукции должна содержать:

a) название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, под которым они реализуются;

b) наименование нормативных документов, требованиям которых должна отвечать отечественная продукция;

c) данные об основных свойствах продукции;

d) сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельной продукции, если такие предостережения установлены нормативно-правовыми актами.

В частности, согласно СанПиН импортируемая продукция парфюмерно-косметической промышленности, предназначенная для реализации или предоставления косметолого-парикмахерских услуг населению, должна иметь на упаковке информацию на украинском языке, содержать оговорку относительно возможного неблагоприятного воздействия на здоровье человека. В случае невозможности размещения по объективным обстоятельствам (импорт ограниченной партии продукции, малый размер или особые формы упаковки и т.п.) этой информации на упаковке, она должна быть предоставлена ​​потребителю на открытках-вкладках, ярлыках и т.д., которые прилагаются к каждой упаковке продукции;

e) дату изготовления.

В данном аспекте следует обратить внимание, что в случае кодировки даты изготовления, существует риск, что такая кодировка будет квалифицирована уполномоченными государственными органами как нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей (отсутствие доступной, своевременной, необходимой информации);

f) сведения об условиях хранения;

g) гарантийные обязательства производителя (исполнителя);

h) правила и условия эффективного и безопасного использования продукции;

i) срок годности товара, сведения о необходимых действиях потребителя после его окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;

j) наименование и местонахождение производителя (исполнителя, продавца) и предприятия, которое осуществляет его функции по принятию претензий от потребителя, а также проводит ремонт и техническое обслуживание;

k) информация о сертификации (если продукция подлежит обязательной сертификации).

Отдельно следует отметить, что для обозначения сертифицированной продукции, а также с целью информирования потребителей о том, что продукция сертифицирована в соответствии с правилами системы УкрСЕПРО, используется знак соответствия. Форма, размеры, технические требования, а также правила использования знака соответствия установлены Государственным стандартом Украины: Форма, размеры, технические требования и правила использования. Национальный знак соответствия (ГОСТ 2296-93).

Нельзя забывать и о требованиях к маркировке, закрепленных, например, в Национальном стандарте Украины: Продукция парфюмерно-косметическая. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение (ГОСТ 5010:2008) (далее – ГОСТ 5010:2010), а также стандартами для конкретного вида косметической продукции. Однако при этом следует учитывать, что Закон имеет высшую юридическую силу, нежели ГОСТ.

Хотя согласно Закону Украины «О стандартизации» установленные стандартом правила, инструкции, которые относятся к продукции, не являются обязательными, тут важно учитывать и положения ст. 5 Декрета КМУ «О стандартизации и сертификации», в котором определено, что государственные стандарты имеют как обязательные (подлежат безусловному выполнению), так и рекомендательные требования. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Хозяйственного кодекса Украины применение стандартов или их отдельных положений является обязательным для:

  • субъектов хозяйствования, если на стандарты есть ссылка в технических регламентах;
  • участников соглашения (контракта) относительно разработки, изготовления или поставки продукции, если в ней (нем) есть ссылка на определенные стандарты;
  • производителя или поставщика продукции, если он составил декларацию о соответствии продукции определенным стандартам или применил обозначение этих стандартов в ее маркировке.

Так, согласно положениям ГОСТа 5010:2008 ПКС маркируют путем нанесения информации на продукцию на потребительскую упаковку, вложения, ярлык, открытку, прилагаемые или прикрепленные к ПКС.

В случае использования потребительской тары небольшого размера или предотвращения размещения реквизитов на ней допустимо указывать только название изделия. Иную маркировку можно размещать на футляре, открытке или аннотации.

При этом на каждой единице потребительской тары с ПКС отмечают следующую информацию:

  • название (если есть) и назначение средства;
  • наименование производителя и его местонахождение (юридический адрес) и/или место изготовления продукции, а также название и местонахождение заявителя (если последний не производитель);
  • товарный знак изготовителя (если есть);
  • код (номер) партии ПКС;
  • номинальное содержимое ПКС: массу нетто (г), объем (мл, см3);
  • объемную долю этилового спирта, % об. (для спиртосодержащей ПКС);
  • срок годности;
  • условия хранения (для изделий, требующих специальных условий хранения);
  • перечень составляющих.

При этом перечню составляющих должен предшествовать заголовок «Ингредиенты» или «Состав». Составляющие ПКС отмечают согласно рецептуре в порядке уменьшения их массовой доли. Смесь душистых веществ (парфюмерную/ ароматическую композицию) отмечают, как одно составляющее с использованием слов: «отдушка», «ароматизатор», «ароматическая композиция», «парфюмерная композиция», «композиция-база» без раскрытия их состава.

Как составляющие ПКС включаются и вещества, на которые в нормативном документе на ПКС установлены ограничения их массовой доли в рецептуре.

Компоненты массой менее 1 % можно перечислять в любом порядке после тех составляющих, массовая доля которых более 1 %.

Красители разрешено перечислять в любом порядке после других частей согласно индексу цвета или принятыми обозначениями. А красители, используемые при выработке изделий декоративной косметики и КС для окрашивания волос одного названия, но разных тонов допустимо перечислить исчерпывающим списком с использованием слов «могут содержать».

  • цвет, номер тона, группу (изделий декоративной косметики и красящих изделий). При этом цвет не указывают в случае использования бесцветной или прозрачной потребительской тары.
  • обозначение нормативного документа, согласно которому изготовлено изделие;
  • информацию о сертификации ПКС;
  • способ применения.

Способ применения ПКС отмечают тогда, когда возможно неправильное использование потребителем этого изделия. Описание способа применения ПКС наносят на этикетку, футляр, потребительскую тару или отмечают в аннотации.

  • особые меры.

Особые меры предосторожности при использовании ПКС отмечают, при наличии в средстве компонентов, на которые в нормативной документации установлено ограничение их содержания в рецептуре.

Ко всему вышеизложенному следует добавить, что маркировка в соответствии с Правилами розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Приказом Министерства экономики Украины (3) от 19.04.2007 № 104 должна также содержать и указание группы товара, которая определяется согласно Закону Украины «О таможенном тарифе».

Что касается языкового аспекта предоставления указанной информации, то в контексте законодательства Украины необходимо учитывать, что маркировка товаров, инструкции об их применении и т.п. выполняются на государственном языке и на региональном языке или языке меньшинства. По решению производителей товаров рядом с текстом, изложенным на государственном языке, может размещаться его перевод на другие языки. Маркировка товаров для экспорта выполняется на любых языках (см. ч. 3 ст. 26 Закона Украины, от 03.07.2012, № 5029-VI «Об основах государственной языковой политики»).

Таким образом, de jure закон обязывает лиц предоставлять информацию о продукции, как на государственном языке, так и на региональном языке или языке меньшинства. Отсутствие такой информации на одном из языков с формальной точки зрения является правонарушением. Хотя, как показывает практика, de facto субъекты хозяйствования часто игнорируют указанное требование.

Законодательство допускаете указывать перечень составляющих согласно Международной номенклатуре косметических ингредиентов (INCI), с использованием букв латинского алфавита.

В свете евроинтеграционных процессов нельзя не отметить тенденции, связанные с принятием и вступлением в июле с.г. в силу технического регламента по безопасности косметических средств Regulation (EC) No 1223/2009 of the European Parliament and of the Council of 30 November 2009 on cosmetic products (далее – Регламент ЕС). Важно понимать, что указанный документ будет одинаково важен и для украинских компаний в случае импорта их продукции для потребления в ЕС.

Данный Регламент помимо прочего регулирует и аспекты маркировки косметических средств. Одним из трендов Регламента ЕС является необходимость указания на присутствие в составе косметического средства наноматериалвов (нерастворимых или биологически устойчивых и специально произведенных материалов с одним или более габаритом, или внутренней структурой, размером от 1 до 100 нанометра).

В данном документе содержится императивное указание, что все ингредиенты в форме наноматериалов должны быть четко указаны в списке ингредиентов. Кроме того, для четкой идентификации наименования таких ингредиентов должны сопровождаться словом «нано» в скобках.

Регламент ЕС также устанавливает требование об обязательном уведомлении Европейской комиссии в электронной форме о продукции, содержащей такие вещества. При этом, предоставляемая информация должна содержать индивидуализирующие признаки наноматериалов, включая химическое название (IUPAC) и другие описания, характеристики наноматериалов, включая размер частиц, физические и химические свойства; оценка количества наноматериалов, содержащихся в косметической продукции, предназначенной для размещения на рынке в течение года; токсикологический показатель наноматериалов, данные по безопасности наноматериала, относящегося к категории косметической продукции, если он используется в такой продукции и условия обоснованно предсказуемого воздействия. Такие данные находятся в открытом доступе и должна регулярно обновляться, что является безусловным преимуществом для потребителей. Кроме того, в случаи возникновения угрозы здоровья, косметические средства с нановеществами будут запрещены в обороте. Указанные нововведения были давно необходимо, принимая во внимание количество аллергических реакций, возникающие на наноматериалы, о содержании которых в своих товарах производитель тактично умалчивал.

Украинский вариант проекта Технического регламента, фактически, полностью продублировал Регламент ЕС. Однако, относительно наноматериалов украинский нормотворец предпочел обойтись лишь положением о необходимости производства таких товаров, соблюдая высокий уровень защиты здоровья, и отсылкой на пока еще несуществующие специальные нормативные акты, связанные с оборотом КПС, содержащей наноматериалы.

Вопросы ответственности

Положительной, на наш взгляд, является имплементация в проект Технического регламента о безопасности косметической продукции, разработанного Кабинетом Министров Украины, требований Регламента ЕС относительно ответственных лиц. Возлагая ответственность за правдивость информации о товарах на изготовителя и обязывая его внести детальную информацию о составе и возможных последствиях употребления такой продукции перед ее введением в оборот, ЕС способствует улучшению уровня качества продукции и реальной защиты здоровья населения.

На практике довольно часто возникают споры с органами Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей относительно правильности маркировки продукции. Не одиноки случаи, когда производителями игнорируются нормы законодательных актов и применяются одни лишь ГОСТы, а в результате этого субъекты хозяйствования, занимающиеся, например, розничной торговлей, привлекаются к ответственности за несоблюдение требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.

На сегодняшний день субъекты хозяйствования за неправильную маркировку КП могут быть привлечены к юридической ответственности. В частности, довольно распространенными являются случаи привлечения к ответственности за несоблюдение законодательства в сфере защиты прав потребителей. Например, за отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции законодательством определен штраф в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект объект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, – в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.